7 церковных таинств: основания в Библии

1

Таинство Крещения

Суть: Человек, вступая в Церковь, заново, духовно рождается. До крещения он находится под властью первородного греха, но после —  изменяется форма бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает первородный грех. Человек может участвовать в других церковных таинствах только после крещения. Оно совершается только однажды, о чем говорится в Никео-Цареградском Символе веры: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Господом нашим Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Иоанн Креститель крестил Его в Иордане (Мф 3:15-16) и позже, после смерти крестной и  воскресения Он сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: Во времена апостолов, желающих крестили без подготовки. Позже, со II века, появилась практика просвещения, подготовки людей ко крещению в осознанном возрасте. Чин Крещения, как вид богослужения сложился позднее.

2

Таинство Миропомазания

Суть: Крещаемому через помазание священным миром даются силы Благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.

Библейские основания: Основание таинства Миропомазания мы находим в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в посланиях святых апостолов: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать Миропомазание следом за Крещением постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

3

Таинство Евхаристии

Суть: Святые дары, хлеб и вино, пресуществляются таинственным образом и становятся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Приступая к Чаше, причащаясь мы приобщаемся ко Христу, причем не условно, а реально.

Библейские основания: Таинство устанавливает Иисус Христос на Тайной вечере. Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти крестной Он совершает первую евхаристию и причащает апостолов (Мф 26:26).

История: После вознесения Христа Его ближайшие ученики — стали нести Благую Весть по всему миру, основывать общины, совершать Евхаристию и наказали делать также рукоположенным ими епископам и священникам.

4

Таинство Исповеди

Суть: Исповедающийся, при священнике в качестве свидетеля перед Богом, кается в своих грехах и Господь прощает его, а священник прочитывает разрешительную молитву об отпущении грехов.

Библейские основания: Практика исповеди корнями уходит в ветхозаветный период. А во времена Иисуса Христа Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, перед крещением (Мф 3:6). В Евангелии  Сам Господь прямо говорит об этом:  …мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История: Практика регулярной исповеди возникла в христианской Церкви около 4-го века и начинается от монастырской практики.

5

Таинство Елеосвящения

Суть: Помазывая в нескольких местах освященным елеем тело человека, священники призывают на него Благодать Божию для исцеления от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться из-за болезни.

Библейские основания: В Новом Завете есть основания для этого таинства. Во-первых ученики Христа: многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, у апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, также называемое соборованием, различно понимается в православной и католической традициях. У католиков Елеосвящение совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается периодически, обычно не чаще, чем раз в год.

6

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, дающее ему право совершать все церковные таинства, кроме таинства священства, совершаемого только епископами, как преемниками апостолов. А при поставлении в епископа ставленник получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство появляется еще в Ветхом Завете. А в Новом Завете принимает привычный нам вид.

История: Изначально апостолы назначали епископов главами церковных общин, а те рукополагали священников себе в помощники. Цепочку рукоположений можно проследить от нашего времени до века апостольского.

7

Таинство Брака

Суть: Супруги, вступающие в брак, связывают свои жизни в едином движении к Богу, получая благодатную помощь Господа, заключают брак вечный, стремящийся в Царство Небесное.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Иисус Христос говорит так же: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Несмотря на ветхозаветные корни, чинопоследование бракосочетания (венчание) появляется в привычном нам виде в XI веке. Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания.